Последние новости:

14 Декабря 2022

Компенсация, возмещение ущерба от вторжения РФ



Компенсация, возмещение ущерба от вторжения РФ

Уже почти 10 месяцев Украина ведет борьбу против России, однако до сих пор не имеет закона, который определял бы четкую процедуру-алгоритм определения суммы возмещения за поврежденное или разрушенное имущество.

В настоящее время в ВРУ прошел голосование только в первом чтении законопроект «О компенсации за повреждение и уничтожение отдельных категорий объектов недвижимого имущества вследствие боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией Российской Федерации». То есть на сегодняшний день, украинцы только могут предоставить данные о разрушенном или поврежденном имуществе. Кабмин утвердил правила сбора и учета информации о недвижимости, поврежденной в результате боевых действий, террористических актов и диверсий. Подать сообщение можно через портал "Дія" или через Центр предоставления административных услуг или нотариуса, официально регистрирующих сообщения в "Дії". 

Какие данные необходимо передать:

  1. Информацию о ввладельцеа жилья и его котакты.
  2. Данные о недвижимости. Это может быть информация по документам и описание дома, яесли документы потеряны.
  3. Информацию о повреждении: если это произошло, что разрушено, фото и видео, если они есть.
  4. Радимтакже иметь  акты от органов мисцевой власти, где будут зафиксированы повреждения, подать заявление в полицее и впоследствииеже обратиться к ГСНС</em >, чтобы получить от них акт о причине возгорания.
  5. Всобственникам поврежденного бизнеса Миньюст советует оценить размер ущерба. По правилам, для частных фирм это должны сделать ресницские администрации, отмечают в министерстве. Протое методика определения вреда и размера ущерба еще не утверждена. Есть только проект, который разработал Фо вс государственного имущества. 

То есть на данный момент можно утверждать, что лишь частично действует начальная стадия по фиксированию и передаче информации о поврежденном, разрушенном имуществе. 

Что же на данном этапе делать гражданам, которым был причинен имущественный ущерб в результате действий государства-агрессора? Прежде всего нужно зафиксировать нанесенный ущерб.

С 26 августа этого года, для создания эффективного плана восстановления и компенсации ущерба украинцам Министерство инфраструктуры и Министерство цифровой трансформации презентовали Реестр поврежденного и уничтоженного имущества, в котором будет храниться информация о жилых зданиях и других сооружениях, разрушенных во время российского вторжения.  

Итак, разберем, какой предлагается механизм фиксации ущерба с целью дальнейшей компенсации возмещений гражданам за нанесенный войной ущерб, а именно за поврежденное и разрушенное жилье.

Первый шаг, это подача заявления. Как регламентировано «Порядком представления информационного сообщения о поврежденном и уничтоженном недвижимом имуществе в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией РФ», утвержденного постановлением КМУ от 26.03.2022г. №380, гражданин может подать заявление на компенсацию ущерба лично в Центре предоставления административных услуг (ЦНАП), либо дистанционно через приложение «Дія», либо через нотариуса.

Другой шаг. После подачи заявления гражданином специальная комиссия, созданная органом местного самоуправления и военно- гражданскими администрациями составляет акт обследованияя имущества. Именно этот акт станет основой для получения будущей компенсации. Создание комиссии и ее работа регламентированы специальным нормативно-правовым актом - "Порядком выполнения неотложных работ по ликвидации последствий вооруженной агрессии Российской Федерации, связанных с повреждением зданий и сооружений", утвержденным Постановлением КМУ от 19.04.2022 г. № 47 >

Следующий шаг – это внесение данных в Реестр поврежденного и уничтоженного имущества. Именно к полномочиям Комиссий, созданных органами местного самоуправления и военно-гражданскими администрациями отнесено наполнение Реестра по результатам обследования повреждений. Также, эти комиссии будут осуществлять верификацию уже вносимых гражданами данных, в частности через приложение «Дія». Также в Реестр интегрируются информация о поврежденных объектах государственной и коммунальной собственности, а также транспортной, энергетической и другой инфраструктуре.

Многие вопросы задаются, какая именно информация и о каком имуществе будет содержаться в Реестре? Как регламентируют изменения, внесенные Постановлением КМУ от 09.08.2022г. №885 к «Порядку представления информационного сообщения о поврежденном и уничтоженном недвижимом имуществе в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией РФ, Реестр поврежденного и уничтоженного имущества будет содержать информацию о поврежденном и уничтоженном имуществе, которое было повреждено или разрушено:

  • с 19 февраля 2014 г., являющаяся датой начала временной оккупации РФ отдельных территорий Украины в соответствии с частью второй ст.1 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» ко дню введения военного положения Указом Президента Украины от 24 февраля 2022г. №64 «О введении военного положения в Украине»;
  • со дня введения военного положения Указом Президента Украины от 24 февраля 2022г. №64 «О введении военного положения в Украине».

Следует отметить, что фиксация поврежденного и разрушенного имущества с внесением его в Реестр Комиссиями является юридически подтвержденной фиксацией. Что будет важно для получения в будущем компенсационных выплат за поврежденное и уничтоженное имущество в результате боевых. Такая предложенная система подачи заявления на компенсацию за поврежденное и разрушенное имущество и фиксация Комиссией с последующим представлением в Реестр упрощает и снимает ряд бюрократических барьеров и коллизий , которые вызвали, до сих пор, много вопросов в юридических кругах. Но, все же, у многих граждан имущество которых пострадало в результате боевых действий остается вопросом. Война длится уже более девяти месяцев, учитывая загруженность работы Комиссий, фактор погодных условий, если собственник имущества не хочет ждать комиссию для обследования поврежденного имущества, которое может быть отремонтировано собственными силами в то время как провести надлежащую фиксацию имущества, которая потом была бы принята к компенсационных выплат. Итак, как предусмотрено п.5 "Порядком выполнения неотложных работ по ликвидации последствий вооруженной агрессии Российской Федерации, связанных с повреждением зданий и сооружений", утвержденным Постановлением КМУ от 19.04.2022г. №473 и "Порядком проведения обследования принятых в эксплуатацию объектов строительства", утвержденного постановлением КМУ от 12.04.2017г. №257, собственник имущества может заказать такое обследование самостоятельно (но за собственные средства), а заключение передать в соответствующие органы местных властей. Такая фиксация повреждений позволит в будущем производить ремонт имущества самостоятельно, чтобы затем получить компенсацию.

Следующий этап – компенсация. Итак, что такое компенсация и почему именно компенсация? Заранее, подчеркну, следует разграничить две принципиально разные юридические процедуры, которые большинство украинцев плохо отличают друг от друга. компенсация и возмещение Итак:

- возмещение причиненного ущерба – это взыскание с виновного лица сумм, позволяющих потерпевшему полностью возместить понесенный ущерб и/или восстановить первоначальное положение;

- выплата компенсации – это разновидность государственной социальной помощи, когда государство за свой счет выплачивает определенной категории пострадавших денежные средства в тех размерах и на тех условиях, которые будут определены самим государством.

В случае поврежденного и разрушенного имущества уместнее было бы говорить о возмещении причиненного ущерба, но, в украинском законодательстве нет специальных законов, регулирующих порядок возмещения ущерба, причиненного военными действиями.

Вместе с тем, общие основы возмещения имущественного ущерба предусмотрены ст.ст. 22, 1166 ГК Украины и ст.225 ГК Украины регламентируют, что лицо, которому причинен ущерб в результате нарушения его гражданского права, имеет право на их возмещение, а вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, возмещается в полном объеме лицом, его нанесла. Замечу, как правило, имущественный ущерб возмещается в порядке гражданского судопроизводства. путем обращения в суд с соответствующим иском к виновному лицу. При этом истец обязан предоставить доказательства, подтверждающие факт причинения вреда и его размер, а также виновность конкретного лица в его совершении. И здесь, очевидно, что обычные процедуры гражданского судопроизводства неэффективны при возмещении ущерба, причиненного во время войны. В большинстве случаев потерпевшие не могут знать, кто именно из вражеских военнослужащих причинил им вред, не могут собрать доказательства его вины. Даже в случае, если каким-то чудом такие доказательства будут получены, то предъявление к этому лицу гражданского иска не обеспечит возобновления нарушенных прав потерпевших в связи с иллюзорной вероятностью исполнения судебного решения о взыскании с него средств на возмещение причиненного ущерба.

Следует отметить, что законодательство Украины допускает возможность возмещения имущественного ущерба в порядке уголовного судопроизводства. В частности, согласно части 1 ст.1177 ГК Украины, части 2 ст.127, части 1 ст.128 и части 1 ст.129 УПК Украины лицо, которому уголовным правонарушением причинен имущественный ущерб, имеет право во время уголовного производства до начала судебного разбирательства предъявить гражданский иск к обвиняемому или лицу, несущему гражданскую ответственность за его действия, а суд, вынося обвинительный приговор, удовлетворяет гражданский иск полностью или частично или отказывает в нем. Наиболее распространенным юридическим основанием для возмещения имущественного вреда, причиненного военными действиями, является нарушение законов и обычаев войны (ст.438 УК Украины), которые, в частности, запрещают воюющим сторонам наносить мирному (гражданскому) населению чрезмерный ущерб, не вызванный неотложной военной необходимостью. Однако возмещение имущественного ущерба, причиненного по этим основаниям, также не является эффективным способом защиты.

Да, украинское законодательство декларирует, что в определенных случаях государство принимает на себя обязанность возместить ущерб, причиненный в результате уголовных правонарушений (часть 2 ст.1177 ГК Украины и часть 3 ст.127 УПК Украины). В частности, такой случай предусмотрен в ст.19 Закона Украины «О борьбе с терроризмом», согласно которой возмещение вреда, причиненного гражданам террористическим актом, производится за счет средств Государственного бюджета Украины в соответствии с законом, с последующим взысканием суммы этого возмещения с лиц, которым причинен вред. Но следует отметить, что хотя Антитеррористическая операция на востоке Украины длилась почти 8 лет, однако процедура возмещения государством вреда потерпевшим законодательно до сих пор так и не определена, и получить такое возмещение. невозможно.

Кроме этого гражданин имеет право обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) относительно получения компенсации за разрушенное или поврежденное имущество. Основанием для обращения в указанный суд является нарушение ст.1 Протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (защита собственности) и ст.ст. 6, 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Но, акцентирую внимание, что ЕСПЧ 16 марта 2022 принял решение приостановить рассмотрение всех жалоб против России после ее выхода из Совета Европы. То есть, российская федерация перестает быть Стороной Конвенции с 16.09.2022, при этом она остается ответственной за нарушения (действия), совершенные до указанной даты. . Но следует заметить, что Россия приняла законы в соответствии с которыми решения ЕСПЧ вынесены после 15 марта 2022 года, не подлежат исполнению в России. Некоторые правозащитники указывают на возможность судиться с Россией в соответствии с законодательством отдельных иностранных стран, однако и этот вариант пока достаточно сомнительным, так как пока еще не сформировалась соответствующая судебная практика, а правовая система каждой отдельной страны имеет свою определенную специфику, которую тоже нужно учитывать.  

В украинском законодательстве существуют отдельные нормы, предусматривающие возможность выплаты компенсации пострадавшим, в том числе – ст.ст. 84, 85, 86 Кодекса гражданской защиты Украины предусматривают порядок предоставления государством помощи лицам, потерявшим жилье в результате чрезвычайных ситуаций (в соответствии с частью 3 ст.5 КЦЗ Украины ситуации военного характера также относятся к чрезвычайным). Но уже сейчас понятно, что многомиллиардные суммы, в которые обойдется восстановление поврежденного жилья и компенсации, только Украине не по карману. Но это и неправильно, ведь ущерб причинен в результате военных действий, которые ведет российская федерация против Украины. Поэтому вполне объективно, что ущерб нанесенный Украине и гражданам должны быть компенсированы за счет страны, которая эти убытки нанесла. государства-агрессора. 

Средства на компенсацию – откуда взять? Одним из источников компенсации причиненного ущерба за поврежденное и разрушенное имущество гражданам после войны могут стать замороженные за рубежом активы России. Но пока отсутствует механизм возмещения причиненного ущерба за счет замороженных средств государства-агрессора.

Теперь интересный аспект вопроса – кто будет назначать компенсацию (выплаты) за поврежденное и разрушенное имущество? В целях создания и внедрения механизма компенсации, 6 августа, Президентом Украины Владимиром Зеленским сформирована специальная рабочая группа под председательством руководителя Офиса Президента Андрея Ермака, в которую вошли представители Кабинета Министров и ведущие украинские и иностранные юристы-международники. И, как становится ясно из заявлений Андрея Ермака и Минюста, сейчас нарабатывается механизм, предусматривающий создание международной специальной компенсационной комиссии, которая  будет назначать выплаты за поврежденное и разрушенное имущество, по результатам рассмотрения заявлений о компенсации ущерба от действий РФ от физических лиц, юридических лиц, украинского правительства, госпредприятий и международных организаций. По заявлениям представителей Минюста, это будет не судебный орган, а административный. Возможно, это и хорошо, так как административный орган предусматривает не такой высокий, как в суде, порог доказательств. Благодаря этому рассмотрение заявлений и их обработка на компенсацию от граждан, бизнеса и государства будет происходить гораздо быстрее.

Итак, как мы можем судить по публичным заявлениям предлагается создать Компенсационную комиссию, которая  будет назначать выплаты за поврежденное и разрушенное имущество от действий РФ, что-то вроде Компенсационной комиссии ООН (1991-2022), которая осуществляла рассмотрение жалоб и обеспечивала выплату компенсаций за ущерб, причиненный вследствие незаконного вторжения Ирака в Кувейт и его оккупации в 1999 году. Следует отметить, Компенсационная комиссия ООН имела ряд проблем. Компенсации по ней закончили выплачивать только в феврале этого года, из $350 млрд заявленных требований удалось удовлетворить выплаты на $52 млрд из-за отсутствия надлежащей доказательной базы и нехватки ресурсов комиссии для рассмотрения большого количества индивидуальных исков.  

Поэтому еще раз подчеркнулим, для граждан, имущество которых было повреждено или разрушено во время боевых действий, очень важным этапом для получения будущей компенсации, является именно факт фиксации нанесенного ущерба, который будет отражен в акте комиссии, созданными местными органами самоуправления и военно-гражданскими администрациями, который в свою очередь, станет основой для назначенияопределение компенсационных выплатв будущем.

ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ И УЗНАЙТЕ КАК ЛЕГАЛИЗИРОВАТЬ ВАШ БИЗНЕС

Если вы обнаружили ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter